Николай Анисимович Щелоков

Николай Анисимович Щелоков. Родился 13 (26) ноября 1910 года на станции Алмазная Екатеринославской губернии (ныне город Алмазная Луганской области) — покончил с собой 13 декабря 1984 года в Москве. Советский государственный деятель. Министр внутренних дел СССР (1966-1982). Генерал армии (1976; лишен звания в 1984 году). Член ЦК КПСС (1968-1983). Доктор экономических наук (1978). Герой Социалистического Труда (1980; лишен звания в 1984 году).

Николай Щелоков родился 13 (26 по новому стилю) ноября 1910 года на станции Алмазная Екатеринославской губернии (ныне город Алмазная Луганской области).

Отец — Анисим Митрофанович Щелоков, рабочий-металлург.

Мать — Мария Ивановна Щелокова, занималась врачеванием.

С 12 лет начал работать коногоном на шахте. В 1926 году окончил школу-семилетку и поступил в горнопромышленное училище, работал на шахте им. Ильича в Кадиевке. После окончания училища уехал в Днепропетровск, где поступил в институт.

Он неплохо рисовал и в юности даже мечтал стать художником.

В 1931 году вступил в ВКП(б).

В 1933 году окончил Днепропетровский металлургический институт. В 1930-е годы работал на различных предприятиях Украины. В частности, в 1933-1934 годах был начальником смены доменного цеха на Алмазнянском заводе «Сталь». В 1935-1938 годы — начальник мартеновского цеха Днепропетровского металлургического завода.

В 1938 году был избран первым секретарем Красногвардейского райкома партии города Днепропетровска.

В 1939-1941 годах работал председателем Днепропетровского горисполкома. Тогда же познакомился с будущим генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, который в это время работал секретарем Днепропетровского обкома компартии Украины. Это знакомство впоследствии сыграет большую роль в его карьере.

Николай Щелоков во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны как глава города Днепропетровска отвечал за эвакуацию промышленных объектов, населения и материальных ценностей.

С июля 1941 года проходил службу в РККА. Сначала в составе оперативной группы Военного совета Южного фронта в Сталинграде, позднее в качестве руководителя группы.

С 1941 по 1942 год — уполномоченный Военного совета Южного фронта по Сталинградской и Ростовской областям; с 1942 по 1943 год — заместитель начальника тыла Северной группы войск Закавказского и Северо-Кавказского фронтов по политической части.

Николай Щелоков в молодости

В 1943-1945 годах служил в должности начальника политотдела 218 Ромодано-Киевской стрелковой дивизии и 28 Львовского стрелкового корпуса. Участник боев за Кавказ и освобождения Украины, Польши и Чехословакии. Войну окончил в звании полковника.

В 1946-47 годах — заместитель министра местной промышленности УССР.

В 1947-51 годах работал в аппарате ЦК Компартии Украины, был заместителем секретаря ЦК КП Украины по промышленности.

В 1951-1962 и в 1965 годах — 1-й заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР, в 1957-1958 и в 1962-1965 годах — председатель СНХ Молдавской ССР.

В 1965-1966 годах — второй секретарь ЦК КП Молдавии.

С 1966 по 1968 год — министр охраны общественного порядка СССР.

С 1968 по 1982 год — министр внутренних дел СССР. В этой должности провел 16 лет — рекорд для СССР.

Щелоков много сделал для личного состава по социальной защищенности и поднятия авторитета МВД в целом. В период руководства МВД Щелоковым были значительно повышены оклады сотрудников. 10 % всего строившегося жилья были выделены сотрудникам милиции и внутренних войск, созданы новые школы милиции и Академия МВД СССР.

Была введена новая форма сотрудников милиции. По инициативе Щелокова были созданы книги и фильмы о милиции, одним из самых зрелищных и престижных стал праздничный концерт ко Дню милиции.

По воспоминаниям знавших его людей, девизом служебной деятельности Щелокова был слоган: «Кроме милиции, некому людям помочь!».

Он был в дружеских отношениях с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. По его инициативе полуопальная в то время Вишневская была награждена орденом Ленина.

Дружба с диссидентами и поиск останков царской семьи

Николай Щелоков помогал Александру Солженицыну — известно, например, что он снабжал Солженицына, который на тот момент жил на даче у Ростроповича, старыми картами из архива МВД, требовавшимися писателю для работы над книгой «Август Четырнадцатого». Щелоков очень высоко ценил Солженицына как писателя. В 1971 году он написал на имя Брежнева записку «К вопросу о Солженицыне», в которой призвал не повторить ошибку, допущенную властью в отношении Пастернака. Глава МВД СССР предлагал прекратить «организованную травлю» Солженицына, предоставить ему квартиру в Москве и подумать об издании его произведений.

Николай Щелоков инициировал поиск останков семьи Николая II. Как рассказывала его дочь, интерес к этой теме возник у Щелокова после того, как к нему в руки попали материалы ЦК по исследованию обстоятельств гибели Николая II и его семьи, проводившемуся в 1964 году по распоряжению Хрущева. Тогда Никите Сергеевичу написал письмо сын скончавшегося незадолго до этого Михаила Медведева, одного из участников казни. Медведев-младший выполнял волю отца, просившего передать ЦК свои воспоминания и «историческую реликвию» — браунинг, из которого якобы был застрелен Николай II. И Хрущев заинтересовался этой темой. Но после его смещения расследование было сразу же свернуто.

Однако Щелоков об этом не забыл. Также большое влияние на него оказал и круг его общения — кроме упомянутых Ростроповича и Вишневской, это были архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, а также художник Илья Глазуновым, который уже в те годы не скрывал своих монархических взглядов. Дочь Щелокова вспоминала: «Слова «Николай II» и «Романовы» не сходили у него, как говорится, с языка. Глазунов, кстати, привез отцу из-за границы прекрасно изданный альбом с фотографиями царской семьи, который очень нравился папе и который я храню до сих пор».

Когда же писатель Гелий Рябов обратился к Щелокову со словами «Мы, как русские люди, должны выполнить свой долг и найти тело царя» — глава МВД приказал начальнику Свердловского УВД оказать полное содействие. И 1 июня 1979 года останки узников Ипатьевского дома были обнаружены группой киносценариста Гелия Рябова и геолога Александра Авдонина. Незадолго до своей смерти Гелий Рябов прямо говорил: «Без Щелокова нашей затее была бы грош цена».

Источник